Гран-При всегда были чем-то особенным для фанатов ММА, вызывая в душе чувство ностальгии у всех хардкорщиков. Популяризованный когда-то Pride формат при одном только упоминании обещал зрителю череду ярких поединков между лучшими бойцами своего поколения. И даже приправленость фрик-боями на первых этапах служила исключительно для пущей зрелищности и повышения общего количества участников, ведь до финалов всегда добирались только лучшие.
В отличие от турниров-однодневок, часто проводимых на заре эры ММА, состоявших из 8 или даже 16 участников, среди которых было максимум 1-2 квалифицированных бойца, Гран-При были шагом вперед. Гран-При не могли на постоянной основе включать в себя множественные поединки бойцов топ-уровня в течение одного ивента, в силу очевидных причин. Поэтому во времена своего расцвета Pride нашли выход и утвердили свой формат турниров, распределенных по весовым категория и ивентам в течении года, в продакшн которых они серьезно вкладывались. В конечном итоге понятие Гран-При Pride стало синонимом гарантии зрелищности и высшим выражением развития японского гиганта.
Главное достоинство формата Гран-При в том, что турнирная сетка, гарантирующая невозможность подбора бойцами себе удобных соперников, сочетается с жестким графиком ивентов. А в случае травмы одного из участников всегда имеется достойный боец, готовый заменить выбывшего. С другой стороны, нужно учитывать, что победителем Гран-При не всегда может стать наидостойнейший – есть вероятность травмы спортсмена и невозможности его участия в одном из этапов турнира, что может привести к его замене, если не будет возможности отложить поединок.
Тем не менее, Гран-При Pride до сих пор остаются эталонными – до финалов доходили только лучшие бойцы, в исторической перспективе доказавшие свою состоятельность делом. Такой формат прекрасно подходит, чтобы по итогам турнирной сетки наградить победителя поясом чемпиона весовой категории, если ранее такового не было (Дэн Хендерсон и Таканори Гоми, победив в Гран-При Pride полусреднего и легкого весов соответственно, стали чемпионами весовых категорий). Но если чемпион уже давно определен и правит на законных основаниях, защищая свой титул, победитель Гран-При автоматически становится главным претендентом, получая невероятный буст раскрутки.
Также Гран-При гарантированно привлекает внимание зрителей – никаких рейтингов, никакого задвигания бойцов ради денежных боев, а только четко поставленный график и турнир на выживание. Это привлекает фанатов почище т.н. денежных боев, потому что каждый бой турнира имеет непосредственное значение и от него зависит вся будущая расстановка сил. Именно такой вовлеченности фанатов не хватает современным промоушенам, полагающихся на «облегченное» прохождение популярных бойцов до титульных поединков и незаслуженные делом денежные бои, вместо выяснения отношений между лучшими бойцами.
Таким образом, Гран-При это сочетание идей турниров однодневок (четкая турнирная сетка, гарантированный победитель, эмоциональная вовлеченность зрителя) и рейтинговых боев (соперники известны заранее, есть время на подготовку и предтурнирную раскрутку боев). И, черт побери, в Pride это было круто, а победителями становились именно достойнейшие бойцы.
Скотт Кокер и его Гран-При
Первое, что сделал, заменивший в 2014 году Бьёрна Ребни на посту главы Bellator, Скотт Кокер это отменил уже существовавшую турнирную систему для определения главного претендента на титул (т.н. «сезоны», такие себе мини Гран-При). Для поднятия рейтингов бывший промоутер Strikeforce прибегнул к помощи старой гвардии, устраивая успешные с точки зрения просмотров, но просто вымораживающие с точки зрения спортивной составляющей бои с участием никаких Боннара, Ортиза, Дада 5000, Грейси, Шемрока и Кимбо Слайса. Тем не менее, за пределами боев «дивизиона популярных пенсионеров» рейтинги организации неуклонно падают, как минимум, начиная с 2017 года.
Как выразился один ММА-журналист: «Скотт Кокер умеет мастерски вбрасывать все, что вообще возможно, и если это работает, то его боготворят как удачливого управленца, невзирая на череду провалов. Он действует, имея за плечами деньги медиасетей, и сейчас это Viacom, деньги которой он успешно теряет».
Зачем же Bellator спустя 4 года возвращать выпиленную ранее систему? Все дело, конечно же, в рейтингах. Из-за скромных показателей Кокер прибегнул в идее реализованной им еще в 2011 году с Гран-При Strikeforce в тяжелом весе, но там среди участников значились только реальные тяжеловесы, многие из которых входили в мировой рейтинг лучших бойцов, здесь же… мы таковую картину не наблюдаем.
Гран-При Bellator
Bellator, очевидно, проводя Гран-При, пытается совместить полезное с приятным. С одной стороны им нужно привлечь внимание зрителей (запустив новую веху в развитии промоушена на Paramount Network, ставшей преемницей Spike TV – предыдущего канала на котором выходили ивенты организации). А с другой — воскресить свой тяжелый дивизион, оставленный без чемпиона Виталием Минаковым, не защищавшим пояс с 2014 по 2016 год, после чего его титула лишили, но новым чемпионом так и не обзавелись. И весь нынешний Гран-При было решено завязать на ностальнии.
C самого начала своего существования Bellator работал в формате многодневных турниров, но ставки были довольно малы по современным меркам – 100 000$ по итогам трех боев за 2 месяца и возможность встретиться с чемпионом развивающейся организации в титульном бою. Подобный формат был скорее ответом доминированию UFC, дабы иметь выгодное отличие от мирового монополиста, ростер которого тяжело перевесить даже привлечением звезд спорта и доморощенными талантами.
Но для Bellator Гран-При 2018 — не возвращение к корням, а копирование схемы Strikeforce, путем привлечения максимального внимания к себе растянутой по времени акцией. Четвертьфиналы прошли с января по май, полуфиналы запланированы на сентябрь-октябрь с гранд-финалом в декабре. Организация многое поставила на это Гран-При, которое в реальности имеет мало спортивного веса, в отличие от исторических Гран-При Pride. Но это в конце концов только необходимая пиар-акция…
В 2016 году среднее число зрителей Bellator упало с 746,000 до 676,000. Рейтинги же организации за 2017-2018 год можно оценить ниже (информация из открытых источников на сайтах www.mmafighting.com; mmapayout.com). По рейтингам видно, что смена канала вещания на данный момент привела к еще большему снижению рейтингов, несмотря на пиковые значения поединков Соннен-«Рампейдж», Емельяненко-Мир и Бейдер-Лаваль. Поединок Федора с говорливым Сонненом обещает очередной пик рейтингов в этом году, но до их боя еще минимум 4 месяца и что будет делать Скотт Кокер все это время совершенно неясно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На данном этапе Гран-При Bellator 2018 является исключительно фановым мероприятием, направленным на запуск вещания ивентов организации на просторах Paramount Network. В отличие от успешных во всех отношениях Гран-При Pride и даже собственного Гран-При Скотта Кокера в рамках Strikeforce, Bellator в составе своего крупного мероприятия не имеет топовых бойцов мира в тяжелом весе. Из всех участников Гран-При только Мэтт Митрион стабильно входит в топ-15 мирового рейтинга тяжелого веса (по данным FIGHTMATRIX, TAPOLOGY, RANKINGMMA). Раян Бейдер хоть и топ, но вообще полутяж.
В такой ситуации, кто бы не стал победителем Гран-При, мы не можем рассматривать его как топ-5 или даже топ-10 тяжеловеса мира, что серьезно умаляет спортивную составляющую турнира. Безусловно, наличие таких звезд как Чейл Соннен и Федор Емельяненко в полуфинале привлечет многих фанатов, но в итоге это будет красивое, но ничего не значащее зрелище.
Имя в ММА бойцами зарабатывается годами и даже десятилетиями, поэтому давно известен прискорбный факт, что среднестатистический зритель с большей вероятностью включит трансляцию с известным именем (хоть и давно вышедшего в тираж бойца) в заголовке, чем обратит внимание на ивент забитый молодыми проспектами, выдающими высококлассные поединки. Проблема в том, что подобный пиар на ветеранах может сыграть злую шутку с Bellator, потому что ни следуют прямо за UFC в их эксплуатации ностальгии.
UFC постоянно ставят престарелых звезд хедлайнерами своих бесплатных ивентов серии Fight Night, вместо того, чтобы использовать эту платформу для раскрутки молодых талантов, показывающих квалифицированные бои. В итоге зрители идут за известными именами, а не за брэндом UFC, гарантирующим отличные бои. Что просто не дает проспектам достаточной экспозиции среди зрителей бесплатных турниров. Все это ведет к тому, что при отсутствии Конора Макгрегора и Ронды Роузи продажи PPV UFC пробивают очередное дно. По тому же пути идут и Bellator, но они не зарабатывают миллионы на платных трансляциях…
Гарантией внимания зрителей является постоянное поддержание качества турниров за счет стабильно высокой спортивной составляющей в главных кардах ивентов, вместо набитых турниров с известным именем в заголовке. Меньше ивентов – больше качества! Сможет ли Скотт Кокер пересилить себя и благодаря Гран-При поменять ситуацию в Bellator?
Ах, ну да, сколько раз Мирко Крокоп уходил на пенсию, кто-нибудь считал?
Автор: Сергей Гордеев